ОТОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИЯХ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Вестибулярный и слуховой анализаторы поражаются при электротравме, вибрационношумовой 6oj лезни, кессонной, горной болезнях, болезни взрывчатой декомпрессии, лучевой болезни и др.
Отоневрологические нарушения при электротравме
Пострадавшим от удара молнии кажется, что они падают с большой высоты. В дальнейшем они ощущают шум в ушах, понижение слуха до полной глухоты. А. А. Ушаков (1932) наблюдал у пострадавшего от удара молнии гиперемию стенок наружного слухового прохода и барабанной перепонки, в задненижней ее части располагались белесоватосерого цвета бляшки, величиной с просяное зерно, на вид плотной консистенции.
По мнению А. А. Ушакова, бляшка эта представляет собой «электрический знак Елинского» (знак тока), который часто образуется на коже, пораженной электрическим током, и возникает в результате перехода электрической энергии в тепловую.
Обычно на следующий день гиперемия стенок наружного слухового прохода и бляшка исчезают. На месте последней образуется перфорация, через которую видна гиперемированная слизистая оболочка медиальной части барабанной полости. Перфорация есть результат асептического некроза. Исследование слуха в таких случаях выявляет понижение воздушного восприятия как низких, так и высоких тонов. При этом понижение слуха более выражено на стороне поражения молнией. Затем наблюдается обычно укороченная, иногда удлиненная костная проводимость в зависимости от состояния среднего уха. Латерализация звука в опыте Вебера бывает большей частью в сторону, противоположную удару молнии, а иногда и в сторону пораженного уха. Экспериментальные пробы чаще выявляют понижение вестибулярной возбудимости. Иногда можно отметить повторяющиеся, нестойкие нарушения статической и динамической координации. Нередко наблюдается длительно не исчезающий спонтанный вестибулярный среднеразмашистый нистагм стволового происхождения.
При электротравме нервной системы наблюдаются резкие нарушения со стороны вегетативной и сосудистых систем.
Такие методы оживления от электрошока, как искусственное дыхание, люмбальная пункция, инъекции адреналина, лобелина, фарадизация шеи, оказываются эффективными, потому что действуют непосредственно на вазовегетативную иннервацию.
Отоневрологические нарушения при воздействии вибрации и вибрационношумовой болезни
Низкочастотные вибрации раздражают рецепторы вестибулярного анализатора, а при сильном и длительном их воздействии могут наблюдаться вестибулярные нарушения различной продолжительности.
Нарушение слухового и вестибулярного анализаторов наблюдается при вибрационной болезни.
А. Ф. Лебедева и В. 3. Пушкин (1950) наблюдали у испытуемых понижение вестибулосоматических и вестибуловегетативных реакций при воздействии вибрацйй частотой 3—4 Гц. Авторы пришли к заключению, что вибрация частотой 3—4 Гц является адекватным раздражителем для вестибулярного анализатора.
3. М. Бутковская (1960) отмечала при одновременном действии шума и вибрации повышение порогов слуховой чувствительности как на частотах 125 и 250 Гц, так и на высоких (до 3000 Гц). Ею установлено потенцирование биологического эффекта при совместном действии вибрации и шума.
И. Я Борщевский, М. Д. Емельянов, А. А. Корешков и др. (1963), используя аудиометрию и электровращающееся кресло конструкции Маркаряна, исследовали состояние вестибулярного и слухового анализаторов через 5—10 минут в течение часа после воздействия вибрации различной частотой и амплитудой. Исследования порогов слуха определялись на основании выявления воздушной и костной проводимости 10 частот, в диапазоне от 125 до 10 000 Гц. Вращение обследуемого производилось до вибрации и по прекращении ее. Обследуемого подвергали дважды 10кратному вращению за 20 секунд (один оборот в 2 секунды) в плоскости полукружных каналов. Через 2—3 минуты проводили двойной опыт с вращением по Воячеку — Хилову в плоскости фронтальных и сагиттальных каналов. Шесть обследуемых, кроме того, подвергались в течение 4 часов одновременному воздействию вибрации импульса интенсивностью 105—ПО дб с преобладанием высокочастотного спектра. До воздействия вибрации и шума с каждым испытуемым проводились контрольные опыты. Авторы пришли к заключению, что вибрация (10 Гц с амплитудой 2,4 мм, 40 Гц с амплитудой 1,6 мм) не вызывала существенных изменений в слуховом анализаторе. Некоторое понижение его возбудимости наблюдалось при одновременном воздействии вибрации и шума интенсивностью 105—ПО дб. Вестибулярные экспериментальные реакции были несколько угнетены, что проявлялось в уменьшении продолжительности иллюзии противовращения, уменьшении отклонения тела, побледнении и гипергидрозе.
Однако исследования С. 3. Ромм (1969) позволили сделать вывод, что при развитии вибрационной болезни характерно повышение порогов слуховой чувствительности для высоких и низких частот. Несомненно, следует уточнить данные о состоянии слухового анализатора в различных стадиях вибрационношумовой болезни, учитывая характер шума и продолжительность.
В. В. Пронкина (1969) производила калорическое исследование рабочих, подвергающихся общей местной вибрации. Исследование показало уменьшение длительности нистагма, нарушение его ритма, асимметрию длительности нистагма при раздражении правого и левого лабиринта. Кроме того, отмечалась неравномерность нистагмоидной реакции по амплитуде. Все эти изменения состояния вестибулярного анализатора больше выражены при воздействии общей, чем местной, возбудимости.
Таким образом, можно считать, что вибрационные воздействия влияют на состояние вестибулярного анализатора, признаки его поражения являются проявлением вибрационной патологии, а потому лиц, по роду профессии подвергающихся воздействию вибрации, при квартальных профилактических осмотрах необходимо обследовать в отоневрологическом аспекте и при обнаружении значительных изменений со стороны вестибулярного аппарата отстранять их от работы (даже при отсутствии выраженных других симптомов вибрационной патологии), им необходимо назначать специфическое лечение.
Несомненно, действия вибрации на человека являются по своему характеру стрессовыми, влияющими в первую очередь на механизмы регуляции, расположенные в нервной системе. При этом страдают наиболее сильно кожный и двигательный анализаторы и гипоталаморетикулярная регуляция. Наблюдаются нарушения в гипоталамогипофизарнонадпочечниковой системе.
В жизни воздействие одной вибрации на человеческий организм встречается редко, чаще это воздействие сочетается с шумом. Поэтому правильнее употреблять понятие «вибрационношумовая болезнь» (В. Е. Любомудров, Б. Н. Онопко, Л. Я. Басамыгин, 1968). У лиц, подвергавшихся влиянию сильного шума, может измениться функциональное состояние вестибулярного анализатора, проявляющееся головокружением, ощущением неустойчивости и даже нистагмом (В. И. Воячек, 1927; Г. Л. Комендантов, 1937; Б. В. Толоконников, 1945; Jansen, 1960, и др.).
Я. С. Темкин (1960) при исследовании вестибулярных функций у лиц, подвергшихся воздействию вибрации, наблюдал диссоциацию между калорической и вращательной реакцией, дисгармоничность промахивания, падения и феномен «уплывания» глаз при искусственном раздражении лабиринта. Эти данные свидетельствуют о том, что у таких больных вестибулярная функция нарушена вследствие поражения лабиринта и продолговатого мозга.
П. И. Шпильберг и П. С. Кубланова (1966) у больных с вибрационной болезнью наблюдали при электронистагмографическом исследовании понижение продолжительности нистагма, у некоторых отсутствие нистагма, одностороннее и двустороннее. Наряду с понижением возбудимости вестибулярного анализатора отмечалась билатеральная асимметрия по продолжительной и средней частоте нистагма. Кроме того, имеются билатеральные различия по протеканию нистагма во времени. Наблюдается сдвиг максимума по времени, сдвиг максимума по частоте, убываемости типа кривой.
Исследования П. С. Кублановой (1960) показали, что ясно выраженное понижение восприятия низких звуков через кость и воздух характерно для вибрационного поражения улитки. По ее данным, частота и степень снижения возбудимости вестибулярного аппарата увеличивались с возрастанием производственного стажа.
А. А. Корниенко (1967) проводил при помощи пороговой и надпороговой тональной и речевой аудиометрии исследования слуха у больных с вибрационной болезнью. Автором было выделено три типа нарушений слуха: 1) первый тип характеризовался «провалом» на 4000—6000 Гц; 2) второй тип характеризовался зубцом в области средних частот (500—1000 Гц) и в 4000 Гц; 3) третий тип — пологая форма кривой слуха (снижение в сторону дискантной зоны).
Добавить комментарий