Механизм летного укачивания сложнее, чем морской болезни. При полете самолета возникает комбинированное качание. Пассажиры при этом качании нередко испытывают ощущение, что как будто «летишь вниз или вверх»; «неприятные ощущения под ложечкой»; «замирает сердце». При этом наблюдаются вегетативные нарушения и наклонности к засыпанию.
По мнению Г. Л. Комендантов и В. И. Копанова (1962), состояние укачивания возникает не сразу, а имеет фазы развития, которые зависят от деятельности воздействия на лабиринтный рецептор. Вначале возникает иррадиация возбудительного процесса в подкорке (первая фаза), что подтверждается экспериментами на собаках и клиникой. Например, В. В. Борискин (1954) показал, что величина ответных реакций у собак во время условнорефлекторного раздражения животных при качании возрастает, т. е. возбудимость повышается. При усиленном качании или увеличении времени их действия наблюдается ослабление протекания условных и безусловных рефлексов (вторая фаза). По мере продолжения качания из очага возбуждения, расположенного в корковом отделе вестибулярного анализатора, происходит иррадиация сильного возбуждения по коре больших полушарий, которая распространяется и на подкорковые образования (третья фаза). Это обусловливает рвотные движения, сдвиги в моторной функции желудочнокишечного тракта, в состоянии сердечнососудистой и дыхательной систем. Далее, вследствие распространения запредельного торможения в большей части нервной системы возникают (Прострации, обмороки (четвертая фаза).
При выраженных состояниях укачивания наблюдаются все четыре фазы, при скрытой форме — только две. Г. Л. Комендантов и В. И. Копанов справедливо считают, что развитие состояния укачивания в действительности сложнее, чем это представлено ими в своей концепции, так как многое зависит от характера раздражения, конституциональных особенностей вестибулярного анализатора и механизма вегетативной нервной регуляции.
На развитие укачивания также оказывают влияние условяорефлекторяые связи. Так, известно, что у людей, ранее перенесших морскую болезнь, при виде корабля, восприятии запаха снастей (действие условных раздражителей) возникают приступы укачивания.
Стрессовые состояния (например, эмоциональное возбуждение) могут прекращать развитие укачивания. Так, во время аварийных ситуаций, при сигнале тревоги, при криках «тонем» состояние укачивания быстро прекращается.
Роль коры головного мозга для приспособления организма к морской качке показывает следующий факт: люди , привыкшие плавать на одном корабле без явлений морской болезни, заболевают ею, как только переходят служить на другой корабль. Таким образом, можно приобрести иммунитет в отношении морской болезни, но только по отношению к данному судну, на котором совершается путешествие. При увеличении амплитуды движения судна у этого человека может развиваться морская болезнь.
Анализ клинических наблюдений над лицами одной и той же семьи, страдающими головокружением, вызываемым при передвижении транспорта, указывает на существование наследственносемейного предрасположения к укачиванию, что обусловлено определенной недостаточностью вестибулярного анализатора. В то же время существуют люди, страдавшие болезнью передвижения в начале своей профессиональной деятельности и впоследствии ее не испытывавшие: у них вырабатывается (компенсаторные приспособления рефлекторного генеза) адаптация к качке. Однако некоторые моряки страдают морской болезнью всю жизнь (адмирал Ф. Ф. Ушаков, Нельсон).
Одной из причин, способствующих возникновению болезни передвижения, является ощущение движения внутренностей под влиянием действия на них ускорения. Эти сенаарвоинтрацептивные раздражения направляются в виде импульсов в ствол мозга, вызывая рвотный рефлекс, постоянно подкрепляемый раздражениями лабиринта.
К Л. Хилов (1967) считал, что основными раздражителями при космических полетах являются прямолинейное ускорение, переменное по своему знаку и направлению в отношении взлета и посадки, а также быстрый переход от перегрузок к невесомости, т. е. раздражения, преимущественно действующие на отолитовый аппарат. Кроме того, по его мнению, наблюдается раздражение рецепторов полукружных каналов — результат действия ускорения Кориолиса.
Однако существует точка зрения, что отолиты утрикулиса в условиях невесомости не функционируют, а потому они оказывают меньшее тормозное влияние (или оно отсутствует) на возбудимость рецепторов полукружных каналов, возникает относительное преобладание афферентации с полукружных каналов лабиринта. Движения головы вызывают сверхпороговые раздражения вестибулярного анализатора, что приводит в свою очередь к сеноорным,н вегетативным реакциям. Чувствительность к ускорениям Кориолиса также резко повышается, что было установлено во время космических полетов. Эти раздражения вестибулярного анализатора кумулируют, обусловливая развитие космического укачивания (О. Г. Газенко, 1962; Г. Л. Комендантов, В. И. Копанев, 1962; Roman с. а., 1963; И. И. Касьян, В. И. Копанев, Я. И. Яздовекий, 1964).
Другие авторы придерживаются иной точки зрения; они считают, что импульсы из отолитового аппарата не прекращаются, а изменяются качественно (Е. М. Юганов и А. И. Горшков, 1964; Е. М. Юганов, 1965). Наблюдается понижение возбудимости рецепторных образований полукружных каналов к угловым ускорениям и ускорениям Кориолиса. Е. М. Юганов и др. считают, что это понижение не может явиться следствием прямого действия невесомости на полукружные каналы, так как потеря веса эндолимфы и капсулы не означает потерю массы и не ведет к изменению инерции эндолимф эпической жидкости. Наблюдается изменение реципрокных отношений между полукружными каналами и отолитовым аппаратом: импульсация с отолитов в невесомости оказывает большее тормозное действие на полукружные каналы, чем в неземных условиях; так, в невесомости отолиты служат источником необычной, повышенной афферентации. Таким образом, невесомость для отолитового аппарата является необычным радражителем, вызывающим возбуждение рецепторных образований отолитовой части (вестибулярного анализатора, что обусловливает возникновение и протекание вестибулосенсорных и вестибуловегетативных реакций. Автор справедливо отмечает, что невесомость является особым раздражителем, воздействию которого в процессе онто и филогенеза человек не подвергался.
А. Д. Воскресенский, О. Г. Газенко и др. (1965), Е. М. Юганов, А. И. Горшков и др. (1965) установили отсутствие связи возникновения иллюзии и состояния укачивания с нарушением функции купулярной системы, что, по-видимому, объясняется отсутствием повышенной возбудимости полукружных каналов в условиях невесомости, а также тем, что ускорения Кориолиса, возникающие при движении космического корабля, не имеют значения в патогенезе этих явлений. Несомненно, что космическое укачивание и Двигательные расстройства обусловлены функциональным нарушением взаимодействия анализаторов, осуществляющих пространственный анализ. Эти нарушения в первую очередь оказывают влияние на эффекторные механизмы ствола мозга и мозжечка, обеспечивающих механизмы статической и динамической координации.
Добавить комментарий