Замыкание дуг этих рефлексов на различных уровнях ствола и коры головного мозга дает возможность использовать кохлеарнопальпебральный рефлекс для диагностики ромбэнцефальных поражений, кохлеопупиллярный— для мезэнцефальных и кортикальных. Для изучения улиткозвукового рефлекса рекомендуется использовать различные виды пупиллографов. Безусловные рефлексы у грудных и недоношенных детей. Недоношенный ребенок отвечает на звуковое раздражение реакцией испуга и изменением дыхания уже за месяцы до своего установленного дня рождения. G. S. Forbes и G. В. Forbes (1927) наблюдали, как ребенок во внутриутробном периоде за 4—5 недель до рождения реагировал внезапным движением на сильное звуковое раздражение. Беременная женщина лежала в заполненной водой металлической ванне. При ударе металлическим предметом о стенку ванны плод шевелился. Neubert (1954) утверждал, что новорожденный MOJ жет проанализировать звуки самое раннее на 10—12й день после рождения, что выявляется при исследовании кохлеопальпебрального рефлекса Мюллера—Бехтерева. Между тем Wessen (цит. по Peiper) смог показать наличие кохлеопальпебрального рефлекса на звуковой раздражитель в первые 10 минут после рождения (у 15 из 23 новорожденных). В ответ на звуковое раздражение у новорожденных могут наблюдаться мигание, поднимание глаз, накладывание рук на лицо, сжимание кулаков, раскрывание глаз, беспокойные движения конечностей, прекращение крика, повертывание глаз к источнику звука, растопыривание пальцев, напряжение лицевых мышц, выражение удовольствия. Между полной глухотой ребенка в первые дни после рождения и появлением полного слуха имеются переходные состояния, представляющие собой постепенное развитие слуха. Muzio (1934), исследуя новорожденных при помощи камертона и наблюдая мимические реакции детей, установил, что уже в первые минуты жизни у них имеется чувствительность к звукам, особенно при внезапном действии высоких тонов. Froding (1960) обнаружил наличие кохлеопальпебрального рефлекса у ребенка спустя 30 минут после рождения. Liden (1969) считает целесообразным начинать исследование слуха у детей после 4—6 месячного возраста, поскольку даже при нормальном слухе у новорожденного часто не удается вызвать ауропальпебральный рефлекс. После подробного анамнеза относительно реакций ребенка на звук начиная с рождения, собранного у матери, наблюдают за реакцией ребенка на различные звуки, вызывают ауропальпебральный рефлекс (при бодрствовании или во время сна), применяют условно рефлекторную методику, сопровождая звуковой сигнал световым. При этом наблюдают за реакцией ребенка, не настаивая на каких либо определенных ответных действиях. Таким образом, меняя интенсивность звука, можно, начиная с 6 месяцев, получить аудиограмму. У детей 3—6 лет применяется игровая аудиометрия.
Главная Клинические методы исследования слухового анализатора Кохлеарнопальпебральный рефлекс
Добавить комментарий