Несомненный интерес представляют исследования о роли звуковых раздражителей в возникновении и оформлении сновидений (И. Е. Вольперт, 1960; В. И. Касаткин, 1967). Воздействие звука на спящего человека нередко вызывает зрительные образы, которые в бодрствующем состоянии человека были связаны с восприятием тех или иных звуков (например, голос хорошо знакомого человека вызывает зрительный образ его, мяуканье кошки — образ кошки, гудок паровоза — представление паровоза и т. п.). Если вблизи спящего человека передается по радио знакомая мелодия, слышанная им на сцене, то могут возникать еще зрительные образы из спектакля, связанные с этой мелодией.
У людей, переживших отечественную войну, при звуке сирены образы и сцены сновидений состояли из кричащих людей, стрельбы, духового оркестра. В. И. Касаткин (1967) отмечал, что чем сильнее звуковой раздражитель, тем чаще возникали сновидения. Он пришел к заключению, что при действии звуных раздражителей во время спа зрительные отделы головного мозга возбуждаются чаще и от меньшей I п п.! раздражителя, чем области слухового анализагора. Восприятие раздражителя не происходит или наблю1.НПЯ в незначительной степени, если человек во время niii ниш звукового раздражителя засыпает. Это следстпие распространения охранительного торможения на I 1к1 слухового анализатора. II. М. Невский и С. Л. Левин (1932), пользуясь тшюрефлекторным методом, регистрировали эффеки, внушения глухоты в гипнотическом сне: после внушения исследуемому, что он ничего не слышит, условiii.li! рефлекс на звук звонка не вырабатывался. По 1.И1ПЫМ И. И. Короткина, Ф. П. Майорова и М. М. Суетной (1951), словесное внушение глухоты испытуемому I сомнамбулической стадии приводило к исчезновению мыработанных па звуковой раздражитель условных рефлексов п к уменьшению безусловных (мигательных) рвфлвКСОВ, что указывало на полное торможение условпорефлектрнон связи со звуковым анализатором.
Слуховые анализаторы оказывают взаимовлияние: при зву 0BOM раздражении одного изменяется порог восприятия Гфугого анализатора. Механизм этого явления сложен. Морфологической его основой является наличие перекрестов связей между волокнами обоих слуховых анализаторов на уровне ствола и коры головного мозга. Из всех существующих гипотез механизма воспр. звукового раздражения наибольшее распространение получила гипотеза Helmholtz, известная под названием резонансной теории слуха. По этой гипотезе звуКовые волны воздушным путем (через ушную раковину, наружный слуховой проход, барабанную перепонку, луховые косточки) или через кости черепа или костного 1душным путем вызывают движение стремени, которос приводит к колебанию перелимфы в лестницах улит п. Это и обусловливает выгибание основной мембраны (кортиев орган). Выгибание основной мембраны может происходить в результате колебаний всей височной кости, возникающих при воздействии звука. При каждом движении стремени внутрь происходит внезапное смещение части лабиринтной жидкости, осуществимое благодаря подвижности мембраны круглого окна. Сдвиг лимфы вызывает деформацию основной перепонки. Каждая частота ведет к деформации в определенном участке, место которого устанавливается как механическими свойствами основной мембраны, так и объемом столба жидкости, приходящего в колебание. Правильность вывода Гсльмгольца о локализации высоких тонов у основания, а низких — у верхушки подтверждено при помощи условнорефлекторной методики (Л. А. Андреев, 1941). Наблюдения Bekesy (1960) на улитке живой морской свинки и на свежих препаратах лабиринта человека показали, что каждый толчок стремени одновременно со сдвигом столба лимфы вызывает деформацию основной мембраны у самого овального окна. При этом лимфа в виде бегущей волны распространяется по длине мембраны по направлению к верхушке. Расстояние, которое проходит бегущая волна по мембране, зависит от частоты колебания стремени. Чем выше звук, тем меньше это расстояние, что вполне соответствует свойствам мембраны. Мембрана овального окна узка и сильно натянута. Основная мембрана у верхушки улитки в 100 раз более податлива, чем у основания. Низкие звуки вызывают распространение бегущих волн по всей длине основной перепонки (membrana basilaris). При высоких же звуках большая часть основной мембраны остается в покое. При низких звуках количество раздражаемых нервных элементов весьма велико. При сильных звуках могут о
бразоваться вихревые движения лимфы. Вероятно, ощущение высоты звука зависит от месторасположения изгиба основной мембраны, что и объясняет способность уха различать частоты и осуществлять разложение сложных звуков. I криодйческое колебание основной мембраны вызы ва ет такое же колебание покоящихся на них частей ко ртиева органа, где расположены волосковые нервные 1 к 1кп. Раздражение (или деформацию) последних обусловливает возникновение импульсов определенного, которые распространяются центростремительно по проводникам слухового анализатора.
Добавить комментарий