Один из методов исследования функции мышц среднего уха у человека заключается в изменении импеданса барабанной перепонки. Сущность методики состоит в том, что на барабанную перепонку направляются звуковые колебания, которые частично ею отражаются. Интенсивность и фаза отраженных звуковых колебаний зависят от натяжения барабанной перепонки и цепи слуховых косточек.
Путем регистрации (С. П. Хечинашвили, 1968) отраженных звуковых колебаний и соответствующего их анализа можно учесть изменения механических (акустических) свойств звукопроводящей системы среднего уха. Подъем верхней кривой указывает на изменение натяжения упругости барабанной перепонки при сокращении мышц среднего уха. В данном случае сокращение мышц вызывается воздействием на противоположное ухо звука частотой 1000 Гц, интенсивностью 70 дб над порогом слышимости. Изменение натяжения барабанной перепонки и цепи слуховых косточек исследовалось при помощи автоматического фазочувствительного электронного устройства (С. Н. Хечинашвили и Т. М. Гигинейшвили, 1968). Подъем кривой (посмотрите на нашем сайте статью под номером 17) указывает на сдвиг фазы отраженного барабанной перепонкой звука в сторону «опережения». Необходимо учитывать не только изменения фазы звука, отраженного барабанной перепонкой, но и изменения фазы звуковых колебаний, проникающих в улитку. Этот вопрос изучается (Simmons, 1964) путем анализа микрофонных потенциалов улитки кошки. Данным термином обозначаются электрические колебания звуковой частоты, возникающие в улитке под влиянием звука. Способность человека определять месторасположение источника звука называется ототопика. Микрофонные потенциалы улитки и биотоки стременной мышцы изучаются при помощи хронически вживленных электродов. Нижняя кривая отражает изменение интенсивности электрических колебаний микрофонного эффекта улитки при действии на ухо животного звука частотой 1000 Гц. Подъем кривой указывает на увеличение, а снижение ее — на уменьшение амплитуды микрофонного эффекта улитки. При помощи фазочувствительного электронного прибора сравнивается фаза микрофонных потенциалов улитки с фазой звука, действующего на улитку. Выход фазочувствительного прибора регистрируется на верхней кривой (посмотрите на нашем сайте статью под номером 18). Снижение кривой означает фазы микрофонных потенциалов в сторону «опережения». На средней кривой (см. посмотрите на нашем сайте статью под номером 18) приводится запись интегрированной миограммы стременной мышцы. Подъем кривой означает возбуждение (сокращение) мышечных волокон. Раздражение правого уха звуком обусловливает микрофонный эффект, довольно постоянный по амплитуде. Только в момент, обозначенный знаком Sp, отмечается кратковременное уменьшение амплитуды микрофонных потенциалов. Это совпадает во времени с подъемом средней и снижением верхней кривой. Кратковременное уменьшение амплитуды обусловливается сокращением мышцы среднего уха, что в свою очередь уменьшает амплитуду микрофонных потенциалов и кратковременное «опережение» их по фазе. Это происходило при раздражении звуком левого уха, когда наблюдается сокращение стременной мышцы (средняя кривая) и сдвиг фазы (верхняя кривая). То же самое явление возникает при повторном раздражении звуком левого уха. Уменьшение силы звука, действующего на правое ухо (10 дб), резко снижает амплитуду микрофонного эффекта улитки, но не изменяет его фазу.
Это контрольный опыт, показывающий, что сдвиг фазы, демонстрируемый верхней кривой, не зависит от изменения интенсивности микрофонных потенциалов улитки. Таким образом, сокращение мышц среднего уха значительно изменяет условия раздражения рецепторов улитки звуком: наряду с ухудшением звукопроведения изменяется также фаза звуковых колебаний, проникающих во внутреннее ухо. Известно, что ототопика зависит от интенсивности и фазы звуковых колебаний, действующих па оба уха. Следовательно, сокращение мышц среднего уха может влиять на параметры звукового раздражения, определяющие способность человека и животных к локализации источника звука. При сокращении этих мышц может происходить смещение звукового образа, подобно тому как сокращение наружных глазодвигательных мышц смещает зрительный образ. В обоих случаях смещение образов вносит разнообразие в поток сенсорной информации, поступающей в центральную нервную систему, и в конечном счете способствует лучшей ориентации в пространстве.
При действии на орган слуха двух тонов у человека может возникнуть субъективное ощущение третьего тона, частота которого равна сумме или разности частот реально существующих звуков. В ряде случаев частота этих слуховых иллюзий, которые называются комбинационными тонами, определяется более сложными арифметическими расчетами (Wever, 1949). Данное явление было детально изучено путем регистрации микрофонных потенциалов улитки. Установлено, что при большой интенсивности звука комбинационные тоны могут быть вызваны возникновением дополнительной волны деформации в кортиевом органе (Dallos, Linnell, 1966; Dallos, Sweetman, 1969). Комбинационные тоны лучше выявляются в записях микрофонных потенциалов улитки, чем в аудиологических опытах (Sweetman, Dallos, 1969).
У людей с нормальным слухом полное восстановление исходного функционального состояния слухового анализатора после какойлибо звуковой нагрузки происходит в течение 10—15 секунд, что является важным приспособительным механизмом к воздействиям окружающей среды. Падение слухового восприятия может быть следствием длительной звуковой перегрузки, приводящей к утомлению слухового анализатора, для которого характерно снижение восприятия звуковых раздражений. С. А. Винник (1933) показал, что утомление звукового восприятия характеризуется потерей или замедлением обратной адаптации (от шума к тишине).
Добавить комментарий